Хабибулина Диляра учится пятый год в МБУ ДО ДШИ №1 у преподавателя фортепианного отделения – Тетёкиной Е.Ю. С 1 класса Диляра выделялась среди сверстников выразительным прочтением нотного текста на ф-но, тонким восприятием содержания музыки, яркой подачей образов, музыкальностью. Её программа по ф-но отличалась большим объёмом и качеством исполняемых произведений. Диляра участвовала в различных конкурсах, завоёвывая призовые места. Этот сольный концерт для Диляры – первый. К нему она подготовила сочинения зарубежных и русских композиторов XIX -XX веков: Р. Шумана, Ф. Шопена, Э. Грига, К.Дебюсси, П.И. Чайковского, С. Рахманинова, Д. Кабалевского. Организатор, автор сценария и ведущая концерта – её педагог Тетёкина Е.Ю., заведующая фортепианным отделением Яшина М.В. во вступительном слове охарактеризовала способности Диляры, её профессиональные качества, отметила трудолюбие, целеустремлённость, любовь к музыке, большой труд педагога и родителей. Подобные качества сами не появляются от рождения. Они возникают под воздействием родителей и такого же трудолюбивого, требовательного, целеустремлённого педагога, влюбленного в свою профессию и своих детей. Елена Юрьевна – не только замечательная пианистка и педагог, но и теоретик! Она последовательно, логично,содержательно и интересно выстроила теоретический сценарий. Сказано было самое главное о великих композиторах, их музыкальных историях, фортепианной миниатюре и фортепианных циклах у романтиков, раскрыто было содержании пьес, средства выразительности. Концерт открыл «Фантастический танец» Р. Шумана из цикла «Листки из альбома». Мы чувствовали сочетание танцевальности и фантастики, стремительную энергичность, чёткую внутреннюю пульсацию, красочные, изобразительные элементы. Хорошая координация рук пианистки создала беспрерывное движение мелодии в левой руке на фоне аккомпанемента правой руки. Удачно Диляра передала с помощью популярного и любимого во всём музыкальном мире жанра ноктюрна XIX века облик польского композитора «Ф. Шопен» из фп.цикла «Карнавал». А поскольку Фредерик Шопен – поэт и душа фортепиано, посвятивший почти все свое творчество ф-но и в его наследии ноктюрны занимают важное место (их – 21),был исполнен ноктюрн № 20 cis moll Ф. Шопена. Лирическое содержание ноктюрна было передано певучей красивой мелодикой широкого дыхания в правой руке на фоне гармонической фигурации в левой. «Лирические пьесы» норвежского композитора Э. Грига- его своеобразный музыкальный дневник. В нём – самые разнообразные впечатления, чувства,мысли. Необычные средства выразительности в жанре колыбельной прозвучали в пьесе «Колыбельная». Она была похожа на драматическую сценку. Пьеса написана в простой 3-хчастной форме. Основная спокойная мелодия 1 части, выросшая из простой попевки, мерного движения, покачивания, создала ощущение покоя. Контрастная тема средней части -напряженная, динамичная, соединяющая активные, энергичные интонации с элементами речитации, внесла элемент драматизма. В репризе основная тема прозвучала более тревожно. Её нежные «баюкающие» интонации превратились в скорбные восклицания. Далее публика услышала «Песню жаворонка» из фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года». Это – мартовское настроение ранней весны: преобладание покоя, грусти, нерадостных, неярких красок в крайних частях 3-х частной формы. Средняя часть внесла контраст своей оживлённостью – это порывистый полёт птиц, пение весенней певчей птички жаворонка.Краткие мотивы, форшлаги, прихотливый ритм напомнили птичье щебетанье. В репризе движение замедлилось, возвратилось печальное спокойное состояние. В следующем номере Диляра участвовала в ансамбле. Это – Вальс ля мажор, соч. 10, №2, написанный С.В.Рахманиновым для 6 рук в 1890г. Относится он к танцевальным жанрам, связанным с бытовым музицированием. Вальс С. В. Рахманинов сочинил в юности для своих двоюродных сестёр Скалон, с которыми композитора связывали теплые дружеские отношения. Обаятельный,изящный, грациозный вальс – своеобразный портрет сестёр, передающий поэтическое,счастливое, безмятежное настроение. Далее Диляра исполнила две прелюдии советского композитора Д. Кабалевского. Цикл «24 прелюдии для фортепиано» написан в годы войны и посвящён своему учителю Н.Я. Мясковскому. В основе прелюдий – народная тема, которую композитор переосмысливает, меняя её внутренний облик, отражая разнообразный внутренний мир человека. Прелюдия соч. 5 №4 A Dur и прелюдия №8 fis moll – лирика разных оттенков.Прелюдии выделились современными средствами выразительности, выросшими на русской народной песенности. Завершила концерт пьеса «Доктор Градус на Парнасе» из «Детского уголка» французского композитора К. Дебюсси, одной из самых значительных фигур в музыке на рубеже XIX-XX веков. «Детский уголок» посвящён маленькой дочери композитора.Парнас – горный массив в центре Греции (по древним мифам – место пребывания Аполлона и его муз). Шаг к Парнасу – это постепенный прогресс в искусстве, музыке. Название и фактура пьесы – своеобразная пародия на сборник этюдов Клементи. Пьеса насыщена поэтичностью, шутливой иронией, юмором. Она передаёт образ ребёнка за роялем, его борьбу со сложностями этюда, тоску, недовольство, порыв к играм, свободе. Отсюда – неожиданные остановки, замедления в музыке. В исполнении Диляры мы услышали всё это.Концерт завершился и принёс большую пользу всем слушателям. Учащимся было очень познавательно послушать интересную лекцию и выступление своей сверстницы, игра которой отличалась техничностью, выразительностью, умением проникнуть во внутренний мир композитора, отражая содержание его сочинений, музыкальностью, выдержкой (исполнено было 9 произведений!). Среди учащихся фортепианного отделения Диляра – первая исполнительница сольного концерта. Подобное мероприятие готовит начинающего пианиста к профессиональному мастерству, способствует накоплению необходимых исполнительских навыков: развивает память, выносливость, умение держаться на сцене, доносить содержание произведений до слушателей, передавая стиль, жанр музыки, демонстрируя различные средства выразительности. Большую роль в творческом воспитании ученицы играет её требовательный и строгий педагог Тетёкина Е.Ю., которая направляет её в нужном направлении, давая ей необходимую программу, развивая её технически, музыкально, прививая артистические навыки. От всего коллектива преподавателей и слушателей концерта желаем творческому союзу «Ученик-педагог» дальнейших успехов на этом нелёгком пути! Пусть расширяется творческий диапазон артистки, её профессиональное мастерство и качество исполняемых произведений!
15.05.2021г. Саломатина Ф.Н. – от теоретического отделения.
