«В сиянии музыки и красок искусство снова радость нам несёт»
17.02.2021г. состоялся концерт общих инструментов, посвящённый юбилею – 170-летию родной Самарской губернии. Это был праздник творчества, музыкального исполнительства, умения фантазировать, чувствовать прекрасное в обыденной жизни, передавать средствами музыки окружающую действительность, образы. Не каждый исполнитель достигнет, профессиональных высот, но каждый учащийся обогатит себя духовно, расширит свои познания в области музыки, искусства. Публика была очень рада видеть каждого начинающего музыканта, который на сцене сдавал свой очередной творческий экзамен на выдержку, умение при помощи звуков общаться с публикой, рассказывать на ф-но разные истории, передавать образы, их настроения, чувства. Очень удачно был подготовлен сценарий, презентация Гордеевой В.В. к исполняемой музыке. Замечательно вела концерт преподаватель ТО Соленик В.В. В этом учебном году учащиеся заметно «подросли» исполнительски, уже играли сложнее программы, увереннее держались на сцене, каждый творил на ф-но своё музыкальное чудо, заставляя слушателей мыслить, чувствовать, переживать. Ребята выступали в разных вариантах: сольно, в ансамблях, в песнях с аккомпанементом. Артисты показали своё мастерство в сольном выступлении, в дуэте, в умении петь или аккомпанировать своему сверстнику. Ведущее место в исполняемой музыке занимали жанры танца, марша. Дети изучают любимый всеми жанр вальса, в котором «изящных нот движенье, волшебных звуков царственный полёт, немой восторг до самопостиженья и красота, что за душу берёт». Зрители услышали небольшой «Вальс-мюзет» Ж. Аллерма. Этот популярный танец в начале 20 века, образованный от смешения французской народной музыки и венского вальса исполнила Литвинова Кира (2 кл.). Конюхова Дарья (5 кл.) познакомила публику с «Вальсом» украинского композитора В. Косенко, написанным в трёхчастной композиции с мягкоконтрастной серединой. В крайних частях – более яркая красивая лирическая тема, а в середине – развитие основной темы. Элегическое настроение вальса в конце завершилось светлой лирикой. Маров Тимофей, (6 кл.) сыграл более развитый светлый лирический «Вальс» П. И. Чайковского из «Детского альбома» в сл. 3-х частной форме с контрастной минорной серединой. Ребята любят сами танцевать и исполнять различные танцы народов мира. Тетёкин Святослав (3 кл.) привлёк публику энергией, весельем «Детской кадрили» немецкого композитора Д. Г. Тюрка, в которой дети танцуют парами, выполняя различные движения. Начинающие пианисты знакомятся и с грациозными, изящными танцами, с их плавными движениями. Рыбакина Полина (4 кл.) сыграла популярный французский придворный и общественный бальный танец 18,19 веков, продолжатель менуэта – «Гавот» Д. Шостаковича. Польку, марш, песню дети познают очень рано, в детском саду. «Марш дошколят» К. Лонгшамп – Друшкевичовой, светлый, умеренного движения зрители услышали у Винтовой Арины (2 кл.) Активность шагающих ребят подчёркивал ведущий в пьесе интервал чистой кварты. На концерте прозвучало сочинение, сочетающее польку и танго. Полька – весёлый, зажигательный танец, возникший в Чехии. Танго – «сплав» культур Южной Америки, популярный танец истории любви с её контрастами: строгостью, сдержанностью и одновременно страстью. Для нас интересно прозвучал фп. ансамбль Решетниковой Вики, Щанкиной Богданы (7 кл.) – «Полька и танго» советско-британского композитора Д. Н. Смирнова. Энергичная и радостная полька обрамляла в трёхчастной композиции лирическое танго. Кульминацией танцев концерта был праздничный фп. ансамбль «Весёлый перепляс» Г. Струве. Г.А. Струве – выдающийся советский композитор, хормейстер, педагог, гордость нашей страны, преданный своему делу, проработавший более полувека с детьми и воспитавший > 10.000 учеников. С ним была связана целая эпоха развития хорового искусства. Он подарил любовь и творчество детям и получил от них полноценную отдачу. Маров Тимофей (6 кл.), Калугина М.В. эмоционально сыграли это произведение композитора. Помимо этой музыки учащиеся исполняли любимые ими сочинения программного содержания. «В разлуке» Андреева Катя (2 кл.) передала грусть и светлую печаль. Эта пьеса из «Детского альбома» А. Гречанинова. Все 15 пьес сборника – проникновение в своеобразный мир детей, которых он очень любил. В пьесе «Баба Яга» российский композитор А. Хевелёв использовал типичные средства выразительности для этого злого образа: минор, низкий регистр, быстрый темп, диссонирующие созвучия, тритоны, акценты, стаккато, хроматическое движение, резкую смену динамики, остинато, инструментальный тематизм. Кисурина Ира (5 кл.) ярко изобразила на ф-но стремительный полёт Бабы Яги из русских сказок. В романтическом сочинении «Ностальгия» В. Азарашвили господствовало одно грустное настроение со всплеском чувств в кульминации. Рахматуллина Динара (8 кл.) очень тонко передала основной элегический мотив, скользящий по разным октавам, выразительное переклички голосов в многоголосной ткани, сложное развитие музыки. Звучали также произведения со скрытой программой: «Пьеса» Д. Кембера (Ильина Дарья,1 кл.), похожая на этюд с гаммообразным движением для развития большого пальца. В «Балладе» Ф. Бургмюллера публика услышала в исполнении Митрофанова Дениса (4 кл.) драматический рассказ-повествование о чём-то с резкими акцентами, отрывистыми аккордами, быстрым движением шестнадцатыми в низком регистре и с певучей светлой темой в средней части. Приятно было услышать, как наши учащиеся умеют исполнять жанр песни в игре на ф-но и голосом! Песня Н. Любарского звучала на ф-но, как человеческий голос, а пела по клавишам Блинкова Таня (3 кл.) Она исполняла певучую, грустную песню с её несложным подголосочным варьированием. Подвижная яркая комическая песня «Ходит ветер у ворот» М. Глинки на сл. Кукольника из музыки к трагедии «Князь Холмский» звучала у фп. ансамбля (Карпухин Фёдор, 2 кл., Гужанина Лера, 4 кл.) В этой музыке мы чувствовали веселье, насмешливость, широкий разгул, необходимость приплясывания, шутливость. Это был один из немногих образцов великого мастерства юмора М. И. Глинки. Песня М. Глинки полюбилась многим музыкантом нашей страны, что её стали исполнять сольно в пении, на ф-но, различными хорами, фп. ансамблем, создавать импровизации. Нравится нашим детям спиричуэл – основной жанр негритянского музыкального фольклора, поэтичные песни американских негров, проникнутые глубиной, трагизмом. «Спиричуэл» Д. Флина исполнила Объедкова Дарья (5 кл.). Замечательно исполнила Хайдурова Алёна (6 кл.) джазовую пьесу с названием «Колыбельная» британского джазового пианиста-виртуоза Дж. Ширинга. Эта тема стала любимой джазовой темой для вокальных и инструментальных импровизаций многих музыкантов. Приятную светлую детскую песенку «Удивительный друг» С. Морозова спела Зятчина Тоня (3 кл.) в сопровождении мелодичного аккомпанемента Поляшовой Софьи (8 кл.) Эта песенка о мудрой книге, которая учит детей читать, мечтать, заводит душевный разговор, всегда поможет, сделает ребят лучше. С книгой можно путешествовать по миру. «Книга – это лучший и удивительный друг! Любите книгу!» – советует автор детям. Песню Р. Шумана на сл. М. Ивенсена «Песочный человечек» исполнила вокальная группа «Первоцвет» (руководитель Рябуха О.Н., концертмейстер – Комарова О.В.) Эта ласковая песенка о волшебстве, о том, как сказочный песочный человечек вечерком входит ко всем ребятам в каждый дом, высыпает песочек из мешочка и песочными крупинками совершает чудо: клонит детей ко сну отдыхать и дальше торопится совершать своё чудо, так как другим детям тоже спать пора. Торопливость сказочного человечка, вечернее время отражено в песне минорным ладом, беспрерывным движением шестнадцатыми…
Прекрасная музыка отзвучала, у слушателей осталось приятное впечатление. Заведующая отделением В.В. Гордеева поблагодарила учащихся за выступление, пожелала дальнейших успехов. Дети получили дипломы за участие в конкурсах и в концерте. Концерт завершился, но музыка, творчество, труд будут продолжать жить, и наши дети будут постоянно совершенствоваться и работать, так как «музыкальное образование – это, прежде всего, большой труд над самим собой» – так сказал современный композитор Владимир Виленович Коровицын. Спасибо учащимся, которые это понимают и трудятся, стремясь к всё более высоким результатам и достижениям.
Большая благодарность преподавателям за подготовку отчётного концерта общих инструментов: Белоусовой Н.С., Тетёкиной Е.Ю., Дмитроченко Е.В., Гордеевой В.В., Рыжановой С.А., Комаровой О.В., Соленик Ю.В., Рябухе О.Н., Яшиной М.В., Соленик В.В., Калугиной М.В., Широкожуховой Е.А., Змеевой С.В.
Ссылка на видео — https://www.youtube.com/watch?v=AutyHVAUXgk&t=2s
16.02. Саломатина Ф.Н.