Внимание! Мы используем cookie Во время посещения сайта МБУ ДО ДШИ № 1 вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее
“80 лет со дня снятия блокады Ленинграда”
Преподаватель МБУ ДО ДШИ №1 Саломатина Ф.Н. рассказала учащимся, что 27.01.1924 года исполнилось 80 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда. Блокада Ленинграда продолжалась с 8 сентября 1941 года и длилась 872 дня. По официальным данным, блокада унесла жизни более 630 тыс. ленинградцев, хотя, по подсчетам историков, эта цифра может достигать и 800 тыс. За почти три года блокады город 173 раза подвергался бомбардировкам, 649 раз на улицах звучал сигнал воздушной тревоги. Кольцо вражеской осады было разорвано в результате успеха операции «Искра» Красной армии. Она началась 12 января 1943-го, боевыми действиями руководили маршалы Георгий Жуков и Климент Ворошилов. Сухопутные войска Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке авиации Балтийского флота решительно атаковали немецкую армию. Долгожданное событие началось 18 января 1943 года. В результате наступления советских войск был освобожден город Шлиссельбург, восстановлены сухопутные коммуникации с Ленинградом. После возобновления поставок в город на Неве стали поступать продовольствие и другие вещи первой необходимости, хотя блокада еще продолжалась. Полностью кольцо осады удалось снять 27 января 1944 года, однако его прорыв остается одним из наиболее значимых событий Великой Отечественной войны. Лектор рассказала о людях, которые не были на войне, но мужественно боролись с трагическими событиями в городе: о пожарниках, командах МПВО. Новым поколениям надо знать не только о тех, кто воевал, но и о тех, кто сумел выстоять, об этих людях, не имевших оружия, которые могли стойкостью своей помочь городу. Надо знать молодёжи, какой бывает война, какое это благо – мир»!..
“190 лет со дня рождения А.П. Бородина”
13.11.2023. состоялась лекция “190 лет со дня рождения А.П. Бородина” преподавателя ДШИ №1 Саломатиной Ф.Н. Лектор рассказала биографию композитора, какое он получил образование, какими он обладал способностями, его виды деятельности, содержание, новаторство, музыкальный язык творчества. Учащиеся послушали музыку композитора, посмотрели презентацию. Лектор отметила, что Бородин талантлив как в опере, так и в симфонии, и в романсе. Он, как отметил Ипполитов-Иванов, и «симфонист, и лирик, и самый сильный богатырь русского эпоса». Саломатина Ф.Н. назвала новаторские романсы А. Бородина: сказочно-фантастические «Спящая княжна», «Морская царевна», эпический романс «Песня тёмного леса». Учащиеся посмотрели презентацию, прослушали фрагменты некоторых романсов, «Богатырской симфонии», оперы «Князь Игорь». Учащихся удивила многосторонняя деятельность А.П. Бородина, его талантливость во многих сферах деятельности. Им понравилась музыка из оперы «Князь Игорь», «Богатырской симфонии», романс «Для берегов Отчизны дальней», посвящённый памяти М.П. Мусоргского, лирико-драматический романс «Отравой полны мои песни», сказочно-фантастические романсы «Морская царевна», «Спящая княжна» и другие.
«210 лет со дня рождения великого итальянского оперного композитора Джузеппе Верди (10.10. 1813-27.01.1901)
13.10.2023г. состоялась лекция преподавателя теоретического отделения Кокшиной О.С. про личность и творчество великого итальянского оперного композитора Джузеппе Верди 10.10.2023 года исполнилось 210 лет со дня его рождения. Лектор рассказала учащимся его биографию, что он прожил долгую и насыщенную музыкальными событиями жизнь (88 лет!) Учащиеся узнали, что начальное муз. образование получил в Буссето. В 19 лет продолжил занятия в Милане. С 23-26 лет работал в Буссето композитором, дирижёром, органистом. В 25 лет переехал в Милан, где в 24 года дебютировал оперой «Оберто». В 36 лет приобрёл усадьбу «Санта Агата» недалеко о Буссето, откуда выезжал в разные города для постановок опер. В 48-49 лет дважды посетил Россию в связи постановкой оперы «Сила судьбы». Кокшина О.С. выделила основную область творчества композитора – оперу. Она пояснила, что до начала 50-х годов Верди отражал в операх героико-патриотические чувства, национально-освободительные идеи итальянского народа (его называли «маэстро итальянской революции»). В последующие годы он отражал в операх драматические конфликты, порождённые насилием, социальным неравенством, угнетением, обличал зло, несправедливость. Будучи в молодости пылким романтиком, в зрелые годы становится на путь реализма, приведший его к вершинам мировой оперной драматургии. Лектор назвала основные черты творчества: народность музыки, реализм, сочетание богатства идей с общедоступностью, темперамент, мелодическая яркость, понимание законов сцены. Слушателям напомнили сочинения: 26 опер («Риголетто», «Эрнани», «Макбет», «Трубадур», «Сила судьбы», «Сицилийская вечерня», «Травиата», «Бал-маскарад», «Дон Карлос», «Аида», «Отелло», «Фальстаф»; Реквием, вокально-симф. соч.; квартет; ок.20 романсов, вокал. ансамбли и др. Слушатели с интересом послушали фрагменты сочинений композитора. Итогом лекции прозвучала фраза Д. Верди: «В искусстве, как и в любви, прежде всего, надо быть откровенным». Вот таким и был великий итальянский композитор. Учащимся очень понравилась лекция.
25.09.2023 г. прошла лекция преподавателя Саломатиной Ф.Н. «125 лет со дня рождения американского композитора Д. Гершвина». Лектор познакомила с биографией выдающегося американского композитора, рассказала, что Гершвин не получил музыкальное образование, так как у родителей не было денег. Он всего добивался сам. Музыкой увлёкся в 10 лет, когда услышал игру на виолончели. В 16 лет начал работать в музыкальном салоне пианистом-продавцом, сочинять первые песни. Он работал много и плодотворно, создавая оперетты, музыку к кинофильмам, эстрадную музыку. В 24 года появилась первая опера «135-я стрит». На Гершвина обратили внимание исполнители и композиторы, предложив сотрудничество. В те годы Гершвин, занимаясь фортепиано, гармонией и оркестровкой, подрабатывал пианистом в ресторанах. Его учителями были Ч. Хамбитцер (фортепиано), Р. Голдмарк (гармония) и другие. [Расцвет творчества пришёлся на развитие джазовой музыки (начало XX века). В это время Гершвин начинает работать в инструментальных жанрах. В 26 лет Гершвин создаёт «Рапсодию в блюзовых тонах», ставшей знаменитой джазовой оркестровкой. В 30 лет композитор путешествует в Европе и пишет симфоническую сюиту «Американец в Париже». Вершина его творчества – опера «Порги и Бесс», написанная в 37 лет. Лектор рассказала, что творчество Гершвина было необычным. Она пояснила учащимся, что в музыкальном языке у композитора соединялись традиции европейской музыкальной классики и афроамериканского фольклора. Он использовал различные музыкальные направления: псалмы, спиричуэлс, эстрадный бродвейский хор, блюзы, регтаймы, трудовые песни, сочетал пение, речитатив, хор, соло, резкие возгласы. В итоге лектор подчеркнула, что стиль джазовой музыки Д. Гершвина можно назвать симфоджазом. Учащиеся посмотрели презентацию о композиторе, послушали фрагменты его музыки, получив общее впечатление о личности и творчестве выдающегося американского композитора.
«Сызрань – это город многоречья, Сызрань – это храмы и мечети.
Сызрань-это труженик на Волге, Сызрань – это самый лучший город на земле!»
4.09. 2023г. в ДШИ №1 прошла лекция для учащихся о родном и любимом городе Сызрани. Она была посвящена празднованию юбилея города -340-летию. Преподаватель ТО Саломатина Ф.Н. рассказала, что г. Сызрань – «Город трудовой доблести», «Литературный город России». Она рассказала об особенностях города, его достижениях, богатствах, праздничных мероприятиях, различных фестивалях. («Серебряные трубы Поволжья», «Сызранский помидор», «Сызранская излучина»), познакомила учащихся с главными его особенностями. Слушателям лектор напомнила историю города от XVI века до XX века: его основание воеводой Козловским в 1683г., превращение в город в 1796г. Учащиеся узнали, что г. Сызрань – административный центр городского округа и Сызранского муниципального района и что с 2021 года городу присвоено звание «Город трудовой доблести». Лектор отметила национальное многообразие города, его состав (русские, татары, мордва, украинцы, чуваши, армяне), объяснила особенности флага и герба города, символ города – «Сызранский помидор», пояснила, почему город называют «Помидорной столицей и Вторым Баку. Саломатина Ф.Н. отметила слушателям, что в Сызрани находится центр подготовки военных лётчиков, управляющих вертолётами. Монумент «Ми-24» в городе Сызрани – гордость нашей страны. В настоящее время г. Сызрань сохраняет облик купеческого волжского города XIX века. На территории города расположено 143 памятника истории, культуры, архитектуры. 12.04. 2018г. Сызрань признана историческим поселением, имеющее особое значение для истории, культуры, архитектуры Самарской области. Слушатели узнали более подробно о своём городе, его истории, посмотрели видео, расширили свой кругозор, поучаствовали в викторине на знание истории города.
14.03.2023г. преподаватель Саломатина Ф.Н. провела беседу о Гвардии старшине Рабоче-крестьянской Красной Армии, участнике ВОВ, Герое Советского Союза – Николаеве Николае Михайловиче, прожившего долгую (70 лет) и насыщенную жизнь боевыми событиями. Со дня рождения Героя прошло 104 года. Саломатина Ф.Н. рассказала, что Николаев родился 19.12.1918 года в Сызранском районе. После окончания семи классов школы работал в машинно-тракторной станции. С 20 – 22-х лет Николаев Н.М. проходил службу в войсках НКВД СССР. В 1941 году Николаев Н.М. был призван в армию. С декабря 1941 году — на фронтах ВОВ, в боях был тяжело ранен. В 1944 года гвардии старшина Н. Николаев командовал орудием зенитного артиллерийского полка, подавлял огонь немецкой артиллерийской батареи, мешавшей продвижению советских частей вперёд. Отличался во время различных боевых операциях, отражая немецкие авианалёты, сбивая вражеские самолёты. В 1946 году Николаев Н.М. был демобилизован. За выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23.11.1944 года гвардии старшине Николаеву Н.М. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». После войны Николаев работал председателем Печеро-Выселского сельского совета, заведующим отдела социального обеспечения Шигонского района, председателем колхоза в селе Прасковьино Сызранского района, бригадиром комплексной бригады в колхозе «Родина» в селе Усинское, председателем Кашпирского сельсовета, начальником военизированной охраны Сызранского нефтеперерабатывающего завода. Последние годы проживал в городе Сызрань. Умер 17 октября 1989 года. Героическая жизнь Николаева может служить отличным примером для молодёжи. Он отдал свои лучшие годы (с 23 – 28 лет) борьбе за свободу своей Родины. Остальные 42 года он добросовестно трудился на благо своего любимого Сызранского края.
13.09.2022 г. преподаватель ТО Саломатина Ф.Н. провела воспитательную беседу для учащихся ДШИ №1. Она рассказала биографию советского военного деятеля, артиллериста, участника ВОВ, полковника в отставке, Героя РФ с 2008 года. Учащиеся узнали, что Сюткин П.П. родился в деревне Кировской области, воспитывался матерью одиночкой с двумя детьми. Начинал учёбу в сельской школе, окончил 10 классов в г. Тюмени, работал матросом, трудился на Тюменском станкостроительном заводе. В 1942 году ушёл добровольцем в ряды Красной Армии, был участником ВОВ, воевал командиром артиллерийского полка, поощрялся за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками, за овладение городами от Брянщины до Пруссии и проявленные при этом доблесть и мужество. Был дважды (1945 и 1946 гг.) представлен к званию Героя Советского Союза, но награждение так и не было осуществлено из-за ошибки в документах. После окончания войны Павел Сюткин продолжил службу в армии. В 1951 году (в 29 лет) он окончил Военную академию тыла и транспорта, после чего служил на различных должностях. Последняя должность в войсках — заместитель командира дивизии по тылу. После выхода в запас жил в Эстонии. В 1992 году (в 70 лет) решил перебраться в Российскую Федерацию. Вложил деньги в долевое строительство, но был обманут. Начался у Павла Павловича Сюткина тяжёлый период бездомной жизни, в которой он даже нищенствовал. Неоднократно обращался с просьбой восстановить справедливость в отношении присвоения ему звания Героя. Писал в Министерство обороны России, в главное управление кадров, в Центральный архив и другие инстанции, но ответа не получал. Группа ветеранов ВОВ отправила письмо Президенту России с просьбой лично разобраться в данной ситуации и восстановить справедливость. И только после этого справедливость восторжествовала, через 63 года после окончания войны. И только в 2008 году полковнику в отставке Павлу Павловичу Сюткину было присвоено звание Героя РФ. Президент России Владимир Путин вручил Павлу Сюткину заслуженную награду — медаль «Золотая Звезда». В 2009 году (в 87 лет), после 14-ти лет бездомной жизни, он получил от государства новую квартиру . В 2022 году Павлу Сюткину исполнилось 100 лет, он живёт в городе Сочи Краснодарского края. Сейчас он ведёт активную общественную деятельность, участвует в различных памятных и торжественных мероприятиях. Жизнь Павла Сюткина – достойный пример для подражания молодёжи.
31 марта 2022 года состоялась лекция преподавателя Соленик В.В. для учащихся ДШИ №1 к юбилею Франца Йозефа Гайдна. В этот день исполнилось 290 лет со дня рождения австрийского композитора, дирижёра, одного из основоположника ВКШ, создателя в зарубежной классической музыке жанров симфонии, квартета, сонаты для клавира. Гайдн – автор мелодий, которые легли в основу гимнов Австро-Венгрии, Германии. Лектор рассказала, что Гайдн добился музыкального образования самостоятельным и упорным трудом. С 8-17 лет Гайдн пел в хоре собора св. Стефана в Вене, занимаясь музыкой. В последующие годы самостоятельно обучался, используя советы Н. Порпора – композитора, у которого служил аккомпаниатором (в 21-23года). С 27-29 лет Гайдн – дирижёр домашнего оркестра графа Морцина, создатель уже 1 симфонии. С 29-58 лет Гайдн был дирижёром капеллы князя Эстергази. После 58 лет он жил в Лондоне, написав свои лучшие «Лондонские симфонии» (вершина творчества). Соленик В.В. отметила, что Гайдн в 59 лет Гайдн – почётный доктор Оксфордского университета. Последние годы он работал в Вене, находился в тесной дружбе с Моцартом. В конце беседы лектор выделила основные черты музыки композитора: связь с народным искусством, оптимизм, юмор, богатство мелодики. Лектор назвала сочинения Гайдна: 24 оперы, 4 оратории, 14 месс, кантаты, мотеты; 104 симфонии («Прощальная», 6 «парижских», 12 «лондонских», увертюры, марши, 59 дивертисментов), около 50 концертов для различных инструментов с оркестром, 83 квартета, 52 фп. сонаты). Песни, хоры, вокальные ансамбли, 445 обработок народных песен. Ребята с интересом прослушали лекцию, музыку Гайдна, посмотрели видео и остались очень довольны лекцией.
13 января 2022 года наш регион празднует День Самарской губернии. 6 декабря 1850 года вышел Указ императора Николая I правительствующему Сенату об образовании с 1 января 1851 года (13 января по новому стилю) Самарской губернии. Было высочайше повелено: «Губернию сию составить из трех уездов Оренбургской губернии: Бугульминского, Бугурусланского и Бузулукского, из двух уездов Саратовской губернии: Новоузенского и Николаевского, разделив последний по значительности в нем населения на два особых уезда, а сверх того в состав новой губернии отчислить от Симбирской губернии Ставропольский уезд и лежащие на левом берегу части уездов Самарского и Сызранского, образовав из них новый Самарский уезд». А 19 декабря 1850 года последовало Высочайшее повеление об открытии в Самаре архиерейской кафедры и епархии.
С 13 по 15 января в Самарской области состоятся мероприятия, посвященные этому дню.
12.04. 2021г. был проведён классный час «Открытый космос» преподавателем Саломатиной Ф.Н. для учащихся ДШИ №1 о достижениях учёных, изобретателях, космонавтов нашей страны в области космического пространства за пройденные 60 лет со времени первого полёта человека в космос – Ю.А. Гагарина. Учащиеся расширили свой кругозор и представления о завоеваниях в нашей стране космического пространства, наглядно увидели фрагменты космических полётов человека в космос, подготовку этих полётов, разработку космических кораблей, познакомились с различными космонавтами, посмотрели фильмы о космосе и их героях. Учащиеся убедились, что необходимо и нужно знать историю отечественной космонавтики, чтобы быть в курсе научных и технических событий, завоеваний нашей страны и в дальнейшем участвовать, либо способствовать развитию нашей науки, техники, исследований в области космического пространства.






Отзыв на лекцию к 90 летию со дня рождения А.Н. Пахмутовой
(с 9.11.1929г.)
Преподаватель Саломатина Ф.Н. 27 сентября 2019г. провела лекцию для учащихся к 90-летию со дня рождения А.Н. Пахмутовой – советском и российском композиторе, пианистке, общественном деятеле, Герое Социалистического Труда, народной артистке СССР, Лауреате Государственных премий, жене и соавторе поэта Н.Н. Добронравове. Ребята познакомились с личностью композитора, её способностями, родителями, образованием, творчеством, общественной деятельностью. Они узнали, что ей подвластны многие жанры творчества, но центральное место занимает пеня, отражающая ритм и жизнь двух эпох: XX и XXI веков. Учащиеся посмотрели фильм «Отвечу за каждую ноту», в котором А.Н. Пахмутова рассказала об истории возникновения своих песен, о работе над ними, об их содержании и роли, о любви к молодёжи, развитии её таланта. Ребята с интересом прослушали песни А.Н. Пахмутовой в исполнении выдающихся певцов нашей страны. Ребятам посоветовали посмотреть видео телевизионной передачи М. Галкина и Юлии Меньшовой «Сегодня вечером» – «А.Н. Пахмутова и Н.Н. Добронравов», диалог журналиста Александра Мягченкова с А.Н. Пахмутовой и другие интересные видео.
27 сентября 2019г. Саломатина Ф.Н.
Отзыв на беседу для любознательных «Когда Пётр был маленьким»
Беседа Неутолимовой Н.А. состоялась 11 октября 2019г. в 15 каб. (15.40 ч.).
Наталья Алексеевна напомнила слушателям о рождении 30 мая 1672 года у царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной царевича Петра I. Это 14 ребёнок царя. Учащиеся узнали о детстве царевича, о его воспитателе – Артамоне Сергеевиче Матвееве, о крещении младенца в Петров пост в Чудовом монастыре, о наречении царевича Петром, о торжествах и пирах в честь его рождения, об игрушках, лакомствах, одежде царевича, о приказе Алексея Михайловича сформировать особый солдатский полк, в котором царевича считали его полковником, о роли Никиты Зотова в воспитании Петра. Наталья Алексеевна эмоционально, ярко рассказала о чертах характера Петра, о его знаниях и умениях в детстве и юности, о Петербурге, о нововведениях Петра во многих сферах его деятельности. Учащиеся с большим интересом слушали лектора и сами активно участвовали в беседе. В заключении лектор предложила почитать всем книгу «Пётр I».
11.10.2019г.
Отзыв на лекцию «190-лет со дня рождения Антона Григорьевича Рубинштейна» (65 лет)
(28.11.1829г. – 20.11.1894г.)
Лекцию для учащихся провела преподаватель теоретических дисциплин – Саломатина Ф.Н. Она познакомила со значением творческой деятельности А.Г. Рубинштейна, его биографией, творческими контактами с Ф. Шопеном, Ф. Листом, Мендельсоном, Мейрбером, русскими композиторами (Глинкой, Даргомыжским и др.), концертной деятельностью в России и за границей. Саломатина рассказала, что в 1859г. при содействии Великой княгини Елены Павловны, А.Г. Рубинштейн добился создания РМО, в концертах которого выступал как дирижёр, а в 1860 году открылись музыкальные классы при РМО. В 1862 году эти классы превратились в первую российскую консерваторию, в которой А. Рубинштейн был директором, дирижёром оркестра и хора, профессором по классу ф-но и инструментовки. После окончания консерватории, в то время выпускник становился свободным творческим художником. Выдающийся композитор П.И. Чайковский – ученик А. Рубинштейна. Неиссякаемая энергия А.Г. Рубинштейна позволяла ему совмещать работу с активной исполнительской, композиторской, музыкально-просветительской деятельностью. Ежегодно выезжая за границу, он общался с Тургеневым, П. Виардо, Берлиозом, К. Шуманом, Н. Гаде. В 1885-1886 г. Рубинштейн дал серию исторических концертов. Из лекции ребята узнали о благотворительной деятельности, семье А. Рубинштейна, особенностях его игры, как пианиста, его сочинениях. Слушатели посмотрели фильм о творческой жизни композитора, фото первой дореволюционной консерватории, видео современной Петербургской консерватории. Сейчас Петербургской консерватории 157 лет. В конце лекции учащиеся узнали, что сделано в память о А. Г. Рубинштейне, как о выдающейся личности в области музыки. Ребята с интересом послушали лекцию, посмотрели видео, расширив свой кругозор и обогатившись духовно.
15 ноября 2019г. Саломатина Ф.Н.